От составителя:
Интернет сегодня везде: в каждом доме, офисе, мобильном телефоне. Удобство пользования этим изобретением цивилизации просто и доступно почти каждому студенту, работникам умственного труда, да и многим другим гражданам. Всевозможные поисковые системы предлагают пользователям различные способы сортировки, фильтрации и поиска нужной информации. На первый взгляд это удобно, значительно сокращает время на поиск нужной информации. В этом издании мы разберемся, чем приходится платить за эти удобства, и может ли компьютер заменить собою книгу?
Многие уверены, что в ближайшем будущем компьютер полностью вытеснит книгу. А многие убеждены, что это никогда не произойдёт.
Компьютеры и Интернет вытесняют книги. С этой безрадостной картиной все успели смириться. Помните, у Гюго отец Клод, положив одну руку на книгу, а другой указав на Собор Парижской Богоматери, говорит: «Это убьёт то». Так и теперь: кажется, что компьютер вот-вот расправится с книгой. Но есть несколько причин, почему этого никогда не случится.
Некоторые виды книги, конечно, отомрут. К примеру, справочная литература, которой удобнее пользоваться в электронном виде. Люди стараются не покупать многотомные справочники из-за нехватки места. Итальянский писатель Умберто Эко смог даже подсчитать цену свободного пространства у себя дома на полу и в шкафах, обнаружив, что каждая книга, которую он ежедневно получает и какое-то время хранит, обходится ему в 100 долларов.
Иное дело с литературой художественной, которая требует вдумчивого чтения. Как фотография не убила живопись, так и книга продолжит существовать, передав некоторые свои функции более совершенным технологиям. Тем более, что у её вещественного носителя бумаги - есть ряд преимуществ перед носителями электронными.
Первое - это возможность неспешного размышления над текстом. Остальные преимущества - бумага долговечнее и не зависит от источника питания. Следующий аргумент в пользу книги - из области человеческого восприятия. Сегодня, когда цивилизация стала ориентированна на зрительные образы, компьютер может быть нашим спасением, так как снова возвращает людей в галактику Гуттенберга, в мир слов. Интернет активно возрождает эпистолярный жанр через электронную почту. Общество разделилось на тех, кто смотрит телевизор, получая готовые суждения, и тех, кто использует компьютер для отбора и оценки информации.
Но как же фильтровать информацию из Интернета? Многие учёные, применяют в работе над книгами так называемое выборочное истребление. К примеру, по данному предмету не может быть более десяти оригинальных идей. Со всеми десятью человек хорошо знаком, поэтому он смело может откладывать попавшуюся брошюру в сторону.
А может, наоборот, посмотреть её краткое содержание, библиографию, определить, достоверны ли источники?.. Подобный метод основан на чётких представлениях, что требуется и как это искать. Главное в нём - это ваш личный опыт. Двадцатилетний студент лишён подобных навыков, поэтому для него необходима методика фильтрации информации. Именно она понадобится людям при работе с Интернетом. Правда, сам Интернет всё равно не заменит книг. Ведь качество информации из Сети ниже библиотечной.
Не изменится под влиянием Интернета и форма литературы. Некоторые предсказывают, что вся будущая словесность будет опираться исключительно на гипертекст. Аборигены Сети помнят один из первых популярных сайтов - сетевой роман. Он начался с одного абзаца, датируемого 1987 годом. С тех пор каждый мог дописывать к нему всё, что угодно. Но гипертекст можно использовать, чтобы обучать импровизации, сочинительству, но к будущему литературы он не имеет никакого отношения. Одно дело - законченная и закреплённая на магнитофонной ленте или ином носителе музыка, и совсем другое - джаз как не загнанная в рамки импровизация. Возможно, в будущем ограничений здесь будет меньше. Но всё в результате сведётся к формуле Умберто Эко из эссе «Как написать роман»: «Я бы просканировал около сотни романов, примерно столько же научных трудов, Библию, Коран, пару-тройку телефонных справочников (там много имён собственных). Всё вместе это составило бы миллион двести тысяч страниц. Затем я запустил бы простенький генератор случайных чисел, чтобы смешать всё это, и внёс небольшую правку... В конце концов у меня бы получился роман-липограмма. Затем его было бы необходимо распечатать, перечитать пару раз и подчеркнуть важные места. Следующий шаг - погрузить в трейлер, подвести к ближайшему мусоросжигающему заводу. И, глядя, как всё это горит, сидеть под деревом с карандашом и листком бумаги в руках, отдаваясь праздным раздумьям, пока в голову не придёт пара строк, типа: «Луна плывёт высоко в небесах -лес шумит». Кажется, это и есть ответ на данный вопрос.
Так что обычные наши книги не умрут. Книгу не смогут съесть вирусы и её не сотрёт невнимательный пользователь, она не требует программ для своего прочтения и её не надо переводить в другую кодировку. Поэтому главный аргумент в пользу книги - её вещественность, или, если хотете, стабильность. Книга не забросает вас электронной почтой и не зависнет на том моменте, когда герой решился поцеловать героиню. Книга не бежит впереди вас, она идёт с вами в ногу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий